Теория

 

Труба. Владислав Лаврик.

Солист Российского Национального оркестра п/у М.Плетнева, лауреат международных конкурсов, Владислав Лаврик.

Одним из самых любимых произведений для трубача, безусловно, являются “Картинки с выставки” М.П. Мусоргского в переложении М. Равеля для симфонического оркестра.
Мне посчастливилось исполнять это произведение более 50-ти раз и с разными дирижерами. Думаю, многие, кто играл его, разделят моё мнение, что “Картинки с выставки” - показ виртуозности и владения звуком первого трубача.
Партия трубы написана в строе С, но я бы посоветовал исполнять все номера, кроме шестого (“Два еврея”) на трубе В, а шестой - на пикколо с трубкой A.
Как и в 5-ой симфонии Малера, произведение начинает одна труба и уже с первой ноты нужно играть ярко и убедительно. Очень важна артикуляция и плотная подача воздуха. Все четвертные ноты необходимо исполнять одинаково, и когда в третьем и последующих тактах весь оркестр как бы “подхватывает” трубу, всей медной группе очень важно играть одинаковым с первой трубой штрихом. Конечно, это относится ко всем местам, когда “медяшки” играют вместе, но в начале особенно важно.

Рис. 1

Разные дирижеры просят сыграть “Прогулку” (рис.1) по-разному. Например, М.В.Плетнев предпочитает вместо tenuto исполнять четверти с небольшим акцентированием, а залигованные восьмые играть языком. Здесь он предполагает шаги человека, который именно прогуливается по выставке. Если у вас получится сыграть убедительно таким штрихом, то слушатель именно этот образ и представит.
Возможен вариант исполнения вступления более tenuto, как написано в оркестровке Равеля.
В этом случае обратите внимание на связное соединение четвертей и переходов legato. Но при всей певучести и лиричности не забывайте об артикуляции. Прогулка получится более размеренная и напевная.
Фразы строятся по два такта, поэтому дыхание можно спокойно брать после каждой фразы.
Каким бы штрихом, в какой бы манере дирижер ни попросил сыграть вступление, ваша игра должна быть осознанной и убедительной. Очень часто трубачи играют в пульт, и звук поэтому не летит в зал, а остается на сцене. Я считаю, что сольные “места”, особенно такие как “Прогулка”, необходимо исполнять с поднятым над пюпитром раструбом.

Рис. 2

В “Гноме” есть одно неудобное место в пятом такте 13 цифры (рис.2), где нужно игратьff восьмые в быстром темпе с большими скачками. Я предпочитаю играть его двойным языком, стремясь к последней соль-бемоль. Это технически сложное место, и необходимо предварительно как следует поработать над ним.

Рис. 3

“Прогулка” (рис.3), которая следует после “Старого замка”, немного сдержаннее и тяжелее предыдущей. Плетнев даже добавляет в первых двух тактах тромбон в октаву с трубой. В 33-й цифре труба играет с деревянными духовыми, и здесь важно тембрально и в штрихе сочетаться с ними.

Рис. 4

Очень яркое и сложное solo отдано трубе в номере “Два еврея” (рис.4).

Не факт, что я правильно представляю себе, как должен выглядеть бедный еврей, поэтому полагаюсь только на интуицию и на мотив Мусоргского с постоянно назойливо повторяющейся ритмической структурой.
В партии написано ff с самого начало solo, но, на мой взгляд, в верхнем регистре общей динамики mf будет достаточно. В каждой структуре: три шестнадцатых, восьмая - лучше игратьdiminuendo, начиная ярче и “отпуская” динамику, а общие фразы строить по два такта, притом, что кульминация находится на первой доле второго такта. Начиная со второго такта 64 цифры, в динамике можно прибавить. Особенно ярко следует отмечать скачки на ля после до-диеза. Здесь к первой трубе в октаву присоединяется вторая. Важна точная интонация и единый штрих. Также необходимо вместе брать дыхание.
В этом не простом соло главное – по-настоящему осмыслить создаваемый образ и правильно рассчитать свои силы.
В следующем номере, “Лимож. Рынок”, важна артикуляция и точное исполнение постоянно изменяющейся динамики. Шестнадцатые нужно играть легко и очень ровно.

Рис. 5

Очень красивое и экспрессивное соло - в “Катакомбах” (рис.5). Мне нравится начинать его из “ничего”, делать большое crescendoк до-бекару, а потом, на си-бемоле, раствориться. В моём воображении возникают эмоции, связанные с восходом солнца.
В 82-ой цифре вместо обычной сурдины (ordinary sord) я предпочитаю играть на грибке (cup). Это позволяет играть pp и слиться с “деревом”.
Ярко и подняв раструб, рекомендую играть в “Бабе - Яге”.
Два такта перед цифрой 94 - обратите внимание на синхронность штриха и нюанса при игре со второй трубой.
Ну, а в последнем номере “Богатырские ворота”, главное - сберечь силы до конца. С первого такта не нужно играть очень громко, достаточно mfили f и просто приподнять раструб. Желательно сделать это всей группе, тогда будет хороший баланс и слышна вся гармония. В 116 цифре есть предложение играть половинки и четверти с отпусканием, имитируя бьющий колокол. В 119 цифре можно уже, как говорится, “показать себя” - только не нужно форсировать звук, тем самым, портя громкую и благородную игру. Это не украшает звучание оркестра.
Желаю вам прекрасных выступлений, и чтобы в каждом из них вы находили новые краски исполнения!

Статья взята с сайта www.ru.musinstruments.ru